В период Великой депрессии в США активно строились школы, мосты, автострады, дороги и другие объекты. Тогда же сооружены знаковые объекты – мост Золотые Ворота в Сан-Франциско и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.
В XXI веке схожие антикризисные меры принимаются многими странами. В ответ на кризис 2008 года Китай увеличил расходы на инфраструктуру, а Правительство Франции в 2009 году на реализацию инфраструктурных проектов выделил €11 млрд.
Во время нынешнего кризиса ряд стран также предпринимают шаги по разработке инфраструктурных программ. Казахстан – не исключение. Новая «Дорожная карта занятости» предусматривают мероприятия по модернизации и развитию социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры, объектов ЖКХ и благоустройство населенных пунктов. В рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» запланирована модернизация транспортной инфраструктуры. Реализация проекта «Ауыл – Ел бесігі» включает обеспечение сельских жителей качественной питьевой водой, модернизацию социальных объектов.
Трендом последних лет выступает создание «умной» инфраструктуры городов.
Между тем, проблемы инфраструктуры в сельской местности не менее актуальны. Карантин обнажил эти проблемы. На днях в СМИ показывали, как жители село Шилисай в Актюбинской области, после закрытия их села на карантин, остались без воды. Местные водосети требуют полную реконструкцию.
Проекты должны учитывать «реальные потребности», а не носить политический или иной характер, оторванный от текущих проблем.
Кроме определения стратегического видения, приоритетов по инфраструктурным программам, немаловажен учет риска спроса услуг. Игнорирование риска спроса может привести к к существенным потерям, срыву проектов. Показательный пример: Аэропорт Ciudad Real (Испания), который закрылся менее чем через 4 года (причины провала: преувеличенный оптимизм в отношении пассажиропотока и недочеты планирования), проект по строительству "Астана LRT" (причины те же).
Пример «положительной практики» – проект нового терминала в Международном аэропорту Канзас-Сити, штат Миссури (США). Для минимизации риска спроса с авиакомпаниями был заключен предварительный договор с определением уровня планируемых пассажиропотоков. При этом, именно планы авиакомпаний по пассажиропотоку (а не прогнозы чиновников) определили параметры будущего терминала и его стоимость.
В целом, инфраструктурные инвестиции не только создают рабочие места, решают проблемы отрасли, но и предоставляют бизнесу новые заказы.
ГЧП, как институт, обеспечивающий привлечение частных инвестиций и повышение доступности и качества инфраструктурных услуг, на сегодняшний день имеет большой потенциал. Кроме того, механизм ГЧП предусматривает много возможностей, в частности «программное ГЧП», которое реализуется в сферах образования и здравоохранения.
Пресс-служба КЦ ГЧП
Все новости Центра на канале https://t.me/kzPPP_Channel